bk:15823Рецензия
Владимир Орлов. Дойти до царя!
Жанры: Фэнтези,Историческое фэнтези, Пародия,
место действия: Древняя Русь, интрига и сюжет:
Альтернативная История, Любовь, Дружба,
общее настроение: Ирония, Сарказм.
Рецензия создана после прочтения 1 главы.
Книга о гуслярах.
Игра на гуслях сопровождалась сказаниями, которые шли еще от наших далеких предков. Рассказы об языческих богах, силе природы, связи с более высшими и мудрыми существами.Гусли запрещали, сжигали возами.Надо было вдолбить в голову русских крестьян христианские традиции, а потому исконные народные инструменты просто уничтожались .В 16 веке на исповеди задавался следующий вопрос:”Ни пел ли яси песней бесовских,не играл ли яси в гусли?”
Знакомство с главным героем:
Главный герой Иван-гусляр любит свою работу и не хочет никакой другой.Друг главного героя- Ярослав помогает герою советами,но немного не доверят ему. Злодей-польский князь Сигизмунд.
Завязка:
Сходка бояр.. Во всех бедах бояре винят гусляров.Дескать,они народ развращают.Запретить!Главный герой Иван лишается своей любимой работы из-за ее запрета боярами.
Развитие действия:
Иван решает,что нужно пойти к царю на поклон, для решения проблемы, который никто, кроме царя решить не сможет- чтобы разрешили играть на гуслях.У героя есть цель и он не может усидеть на месте.
Стиль изложения грубоватый “под старину”. Читается тяжело.
Жанр больше похож не на фэнтези,а на сказку-квест.Нет описания героя- как же он выглядит? Текст сведен,в основном,к диалогам.Отсутствует описание окружающей местности, природы.Обложка мрачновата.
Положительный момент : Постепенно,к окончанию главы читается легче,становится интереснее.
Начну оценку повести, так сказать, с "лица" литературного произведения - с аннотации. Она не цепляет, довольно скучна и не совсем верно отражает сюжет: "Многие вынуждены оставить свое призвание взамен на безбедную жизнь, в то время, как гусляр по имени Иван решает преодолеть все трудности, и дойти до царя" - на какую "безбедную жизнь" намекает автор непонятно, в тексте этого нет. Обложка также мало отражает содержание повести.
Основа сюжета автором не выдумана и не взята с потолка. За основу автор взял реальный, но малоизвестный исторический факт. В XVII в. во время правления Алексея Михайловича Романова с подачи патриарха Никона был издан указ массово сжигать гусли и другие народные инструменты, а всех скоморохов разогнать, чтобы не порочили и не высмеивали власть, бояр да попов своими песенками перед народом.
В описании указано несколько жанров: фэнтези, историческое фэнтези, пародия.
Не совсем понятно, что автор пытался пародировать, возможно жанр славянского фэнтези, что подчеркивает указание автором общего настроения произведения: ирония и сарказм.
Но я бы отметила, что местами у автора в тексте присутствует откровенный стёб. Начинается повесть с того, что на пиру в боярском тереме принимается судьбоносное решение запретить гусли. Действительно, когда ещё проводить боярский совет, как не за хмельной чаркой: "Обязательно надо выпить. А там, глядишь, и мысль умная придёт".
А с подачи отца Фёдора, приспешника польского князя и главного антагониста Сигизмунда, по совету этого же князя, дабы посеять смуту среди бояр, указ выходит от имени царя-батюшки. Ну а что? С царским указом ведь не поспоришь. И только старый боярин дед Кузьма несмело пытается воззвать к разуму, но "...веселье - грех", а гусляры бездельники, отвлекающие народ от работы. И даже засуха не оправдание, что не собрали урожай - всё они, гусляры. Да ещё и девушек уводят, окаянные.
Однако же пир, как без музыки? Поэтому решено указ огласить только на следующий день. Как говорится: "Что позволено Юпитеру, не позволено быку". Так как "Указ создан с заботой о казне и подданных" всем недовольным сказано обращаться сразу "в царский терем" В переводе с чиновничьего - дело это заведомо сложное и безнадежное. Да и кто же будет против?
И только молодой скоморох, певец и талантливый гусляр Иван не согласен с запретом и отправляет в дальний путь, прямиком в Москву.
От фэнтези в повести всего лишь пара незначительных эпизодов с участием лесной чуди и банальных Бабы-Яги да Лешего.
Псевдо-историческая повесть напоминает квест, в котором главный герой Иван оказывается невольно втянут разными самодурами и чудаками в чужие проблемы и их решение, на основе которых и движется сюжет. Решив одну проблему, он тут же получает следующее препятствие на пути к своей главной цели - дойти до Царя и отменить запрет на гусли и музыку. Справляется же Иван со всеми трудностями благодаря своей смекалке, находчивости, помощи друзей и новых знакомых.
Царь же здесь олицетворяет собой традиционный образ, который встречается во многих народных сюжетах и сказках. Именно к Царю идут на поклон, для решения вопроса или проблемы, который никто, кроме самодержца решить не сможет.
С точки зрения литературной ценности – требуется серьезная редактура. Текст не вычитан, огромное количество орфографических и пунктуационных ошибок. При этом, автор выставляет свой текст как коммерческую работу и читатель вправе ожидать, что за свои деньги получит качественный материал.
Бесплатный фрагмент слишком маленький, из него читателю абсолютно не понятно, о чём будет книга. Но даже такого небольшого отрывка хватает, чтобы пропало желание читать дальше.
У меня создавалось впечатление, что передо мной набросок или черновик, а не законченное произведение.
Текст состоит в основном из диалогов. Минимум описаний. Мы даже не знаем, как выглядит главный герой, кроме того, что он молод и хорош собой. С одной стороны, многие авторы грешат долгими и нудными описаниями природы, обстановки, размышлений главного героя и т.д. А с другой стороны, практически полное их отсутствие не даёт нам представить целостную картину мира, в котором происходит действие, а художественная ценность текста падает до нуля.
В заключение хочу отметить, что при всех перечисленных недостатках, сюжет повести не так уж и плох: есть интересные идеи, яркие персонажи и неожиданные повороты. При качественной проработке, добавлении красок и штрихов, историю о находчивом, но постоянно влипающем в истории гусляре Иване можно сделать ярким юмористическим произведением, которое найдёт своего читателя.